Город
Санкт-Петербург
Разместить событие
4182
Опера «Сон в летнюю ночь»

Опера «Сон в летнюю ночь»

12 ноября 2019 - 06 мая 2020
Мариинский театр
Стоимость
От 3 200 v
Опера «Сон в летнюю ночь»
Это сочинение выдающегося американского хореографа Джорджа Баланчина критики дружно окрестили «сном о русском балете». Так оно и есть: Джордж Баланчин, он же Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын композитора-грузина, выпускника Петербургской консерватории, никогда не забывал своего петербургского детства, проведенного в стенах Императорского театрального училища и Императорского Мариинского театра. Эти воспоминания красной нитью проходят через все его творчество, и это крепкая, надежная база его художественных новаций, нового хореографического языка, ставшего балетом ХХ века. 

Однако Баланчин вовсе не певец ностальгии. Он модернист до мозга костей, и с образом петербургского детства и императорского балета связана у него не печаль, но ликование. И не иллюстративные картинки, но классические структуры запущены в новые темпы и новые, ультрасовременные ритмы, архитектоника пространственных построений отсылает как к балетным ансамблям Петипа, так и к архитектурным ансамблям Росси. Подобного рода петербургскими реминисценциями пронизаны «Бриллианты», «Симфония до мажор», Ballet Imperial, «Тема с вариациями» и очень многие другие работы Баланчина. Но почему же «Сон в летнюю ночь», шекспировская сказка, тоже оказалась для Баланчина связанной с Петербургом? Все очень просто. В детстве Жорж как воспитанник Театрального училища участвовал во многих спектаклях Императорских театров, и одним из них была комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» с музыкой Феликса Мендельсона в Михайловском театре. Он был там эльфом, а год был 1917; вскоре вся эта эпоха рухнула, началась совершенно другая – безумные и конструктивистские двадцатые, в культуре которых Баланчивадзе тоже успел интенсивно поучаствовать, пока в 1924 году не сбежал из Советской России. В 1958 году уже великий Баланчин, создатель американского балета в частности и неоклассического балета в целом, был приглашен поставить танцевальные выходы фей и эльфов в спектакле Джека Ландау «Сон в летнюю ночь» на Шекспировском фестивале в Стрэтфорде. (Кстати, одним из основателей этого фестиваля был тот же Линкольн Кёрстайн, которому в 1934 году пришла в голову судьбоносная мысль пригласить для работы в задуманной им Школе американского балета именно этого из многочисленных балетных русских, скитающихся по Европе – бывшего дягилевца, а на тот момент руководителя небольшой парижской труппы с вызывающе временным названием «Балеты 1933». Этот русский и был Жорж Баланчин.) Музыка в спектакле 1958 года была не Мендельсона, а Марка Блитцштайна, человека брехтовской формации, автора знаменитого мюзикла The Cradle Will Rock («Колыбель будет качаться») и переводчика текстов «Трехгрошовой оперы», но работа над шекспировской пьесой все равно, должно быть, напомнила Баланчину о Петербурге. Во всяком случае, через некоторое время, а именно в 1962 году, он выпускает свой «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона, спектакль для него совершенно нетипичный: сюжетный, двухактный, с костюмами, декорациями и множеством персонажей (типичный – это бессюжетный, одноактный и концептуально исполняющийся в репетиционных костюмах, где действуют не персонажи, но танцовщики, подобно голосам хореографической партитуры). 

«Сон» стал едва ли не единственным произведением Баланчина, где отсылки к формам петербургского балетного спектакля времен его детства столь прямые. Конечно, не стилизация – это его вообще никогда не интересовало, а все те же подспудные ритмы американской урбанистической культуры, современные скорости, которыми пронизана вся новая классика зрелого Баланчина, чередуются с завораживающими lento. Но вместе с тем – те самые старинные формы, те самые художественные коллизии, казалось, были отброшены Баланчиным раз и навсегда: пантомима как антитеза танца, гротеск как антитеза классики, да и сам образ балетного сна, который был центром едва ли не каждого произведения Петипа. Только у Петипа сны, где царила чистая классика, врывались в хореографическую пьесу с ее непременным сюжетом и драматическим действием, размыкая ее реальность ради торжества танца; тогда как в «Сне в летнюю ночь» легковейный сюжет словно приглашен Баланчиным посетить хореографический мир новой классики, где именно танец давно уже стал самодовлеющим содержанием, смыслом и языком балета. 

Сон в летнюю ночь  в афише
  •  28 апреля 19:30
  •  29 апреля 12:00
  •  21 мая 19:00
  •  22 мая 19:30
  •  16 мая 19:30
  •  17 мая 19:30
  •  18 мая 13:00
  •  19 мая 19:00

Условия участия:
  • Вход по билетам
Место проведения
Театральная пл., 1
кассы работают: В здании Мариинского-1 Театральная пл., 1 ежедневно с 11.00 до 19.00. В здании Концертного зала Мариинского театра ул. Писарева,д. 20 (вход с ул. Декабристов, 37) Ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00.
Похожие события
Интересные места
БКЗ Октябрьский 3160 БКЗ Октябрьский БКЗ Октябрьский БКЗ Октябрьский приобрел известность еще в советские времена как популярная площадка для торжественных мероприятий, концертов и кинопоказов. Сегодня на его сцене выступают самые талантливые артисты. Лиговский просп., 6 Контактный зоопарк «Лесное посольство» 2596 Контактный зоопарк «Лесное посольство» Контактный зоопарк «Лесное посольство» Это уголок живой природы, где каждый вне зависимости от возраста, может пообщаться с братьями меньшими. Здесь проводятся познавательные экскурсии для всей семьи, тематические выставки для активной молодежи и увлекательные вечера с играми. ул.Планерная 59, ТРЦ «Монпансье», 3-й этаж «Ленинград Центр» 2734 «Ленинград Центр» «Ленинград Центр» «Ленинград Центр» - первое на территории России шоу-пространство, объединившее талантливых артистов, режиссеров, художников и специалистов мультимедиа, занятых постановкой высококлассных развлекательных представлений в жанре энтертейнмент. Потёмкинская ул., 4 СК «Юбилейный» 2456 СК «Юбилейный» СК «Юбилейный» Многочисленные концерты в Питере также проходят в «Юбилейном». Порой их даже больше, чем спортивных состязаний. В виду этого во время ремонта была кардинально изменена звуковая система. пр. Добролюбова, 18